Размышления о "Могиканах". Часть 5

→ AND EVEN MORE MOHICAN MUSINGS

 

Начало статьи посвящено рассмотрению и частичному пересказу предыдущей «классической»  версии фильма 1936 года «Последний из могикан». Сценарий, написанный Филлипом Данном, оказал большое влияние на сценарий Майкла Манна. Многие эпизоды с незначительными изменениями почти дословно взяты Манном из этой более ранней экранизации. Что касается сюжета – как всегда путаница. Купера переврали, сестер поменяли местами, финал изменили….  желающие могут посмотреть фильм 1936 года и составить о нем собственное впечатление. Эту часть статьи я опускаю.  

 

Сколько вымысла присутствует в романе Купера? Всякий раз, когда поднимался вопрос на предмет романа Джеймса Фенимора Купера «Последний из могикан», обычно придерживались мнения, он  далек от исторической действительности. Сказать по правде, роман Купера более точен, чем многие считают. Интересно, что у г. Купера был личный интерес к роковым событиям 1757 года. Мы детально исследуем проблему исторической точности в другом разделе нашего сайта. Тем временем, мы предлагаем поразмышлять над следующим.

Есть три фактора, свидетельствующие в пользу утверждения, что у  Дж. Ф. Купера был не простой интерес к истории Форта Уильям Генри, равно как и к людям. А именно - время, место и связь. Автор родился в 1789, спустя всего 32 года после того, как в долине Гудзона разворачивались эти шокирующие события (именно шокирующие... крупными буквами!). Он вырос на границе Нью-Йорка и знал о них из первых рук, общаясь с людьми – индейцами и англичанами, которые, возможно, были участниками колониальных войн. (Если так, у Купера мог быть доступ к достоверным оценкам!) В 1799/1800 молодой Купер посещал школу в Олбани под опекой преподобного Уильяма Эллисона, человека, известного как непоколебимый Тори. Было бы логично предположить, что верноподданный пастор не забывал перед своими учениками петь дифирамбы английским героям войны, включая полковника Джорджа Манро (Col. George Monro). Предшественником Эллисона был преподобный Гарри Мунро (Harry Munro). Озвучим теорию, что этот человек, возможно, приходился родственником нашему полковнику Манро; возможно даже ключом к орфографическому написанию Купером M-U-N-R-O.  Кроме того, во время пребывания Купера в  Олбани  церковь Святого Петра (St. Peter, Albany) была реконструирована, что потребовало переноса могил в другую часть кладбища. Среди повторно преданных земле был полковник Джордж Манро. Можно вообразить волнение и  возобновившийся интерес, который этот случай вызвал бы среди местного населения, особенно у юного школьника, воспитанного преподобным Эллисоном! 

Таким образом время и место в жизни Купера дают сильное основание, что у автора были  причины и возможность ознакомиться с фактами, касающимися осады и резни у Форта Уильяма Генри. Что же из личных связей с теми событиями? Для начала жену Купера завали Сьюзан ДеЛансей (Susan DeLancey). Сьюзан была племянницей капитана Джеймса ДеЛансея, ветерана франко-индейской войны, о котором упоминают в Annals of the King's Royal Rifle Corps Льюиса Батлера как о том, который "возможно присутствовал при резне."  Брат Сьюзан Уильям ДеЛансей женился на Френсис Мунро, дочери ранее упомянутого преподобного Гарри Мунро.  Как по-вашему, что могло быть частой темой  бесед  в кругу этих семей? Прекрасная часть семейной хроники для расследований, разве нет? Таким образом, у Дж.Ф. Купера были личные мотивы для того, чтобы исследовать историю Форта Уильяма Генри; личная заинтересованность, можно сказать. Период жизни автора недалеко отстоял от той истории, имевшей немалое значение для его семьи. 

 

Ну ладно, интерес Купера к событиям 1757 года подогревался личными мотивами, но как, спросите Вы, это свидетельствует в пользу исторической точности? Что ж, хорошо! Но это может сильно затянуться, и во избежание слишком пространных размышлений, рассмотрим следующие моменты.

 

Мы должны начать с собственных слов Дж. Ф. Купера, из предисловия к роману «Последний из могикан».  После предостережения читателей, которые ищут всего лишь романтическую, вымышленную историю, он объясняет, что "книга представляет собой именно то, что обозначено на её обложке – п о в е с т в о в а н и е". Это - единственная так представленная книга из цикла Рассказов о Кожаном Чулке. Зачем  Дж. Ф. Куперу именовать эту книгу повествованием, если она не была именно таковой? Автор не был небрежен, или несведущ в исторических событиях. Дочь Купера Сьюзан говорила, что ее отец имел привычку расспрашивать местных жителей, собирая "байки минувших времен" всякий раз, когда он что-то писал.  По словам биографа Дж. Ф. Купера Роберта Е. Спиллера, он изучал исторические факты, на которых основаны его романы, "с тщательностью ученого".  

Есть многочисленные детали, найденные в «Последнем из могикан», так же как сносках, которые подтверждают утверждение Спиллера.  Наличие одних только сносок казалось бы странным в книге, которая была просто выдумкой. Один такой пример найден на странице 211. Здесь Купер сообщает читателю разные варианты числа убитых во время резни - от 5 до 1500. Из-за истерии вокруг резни, распростанялось множество преувеличенных и преждевременных данных,  внушая общественности ложные сведения о многих сотнях убитых; так это и осталось в общественном мнении. Решение Купера отметить разницу в цифрах свидетельствует о двух вещах: он признавал вероятность того, что убито было значительно меньше, чем многие из его читателей полагали, и это доказывает, что он действительно написал историческое повествование, хотя и в популярной форме.

 

Другой момент, который свидетельствует о точности Купера - детали, которые он включает в свою книгу, детали, которые часто являются сиюминутными и незначительными в развитии его сюжета. Он описывает французских солдат, плавающих в непосредственной близости от пушек форта. Современная карта показывает берег только в 300 - 400 ярдах к северо-западу от Форта Уильяма Генри. Его Хейворд спускается  вниз "ступая по траве бастиона", описание, которое показывает, что Купер  знал о том, что форт не был вымощен камнем, - небрежность, которая противоречила требованиям технических военных правил и была фактором, который ускорил капитуляцию. Согласно Куперу, численность войск, покидающих форт после сдачи "около трех тысяч" была почти идеально точной – они примерно насчитывали 2900 человек. Он отмечает, что Кора и Алиса были среди "группы женщин"  Форта Уильяма Генри. Очень верно. Речь Хейворда о вышедшей из строя артиллерии и сломленном духе перед капитуляцией взята из реальных докладов офицеров Манро,  которые привели к переговорам о капитуляции. Вот только несколько примеров детального знания Купера исторических фактов. 

Что касается персонажей: некоторые из них вымышленные, некоторые нет. Однако, даже вымышленные герои списаны с реальных людей. Майор Хейворд (полковник Джон Янг),  делавар Чингачгук (Heckewelder); Ункас - с вождя могикан Ункаса (даже с двоих вождей!) и одинокий пограничный житель, который носил длинное ружье, из детства Купера (Соколиный Глаз); старейшину в книге Купера зовут Таменунд - подлинный делаварский вождь конца 17-го столетия; и может все же оказаться, у дочерей Манро Коры и Алисы, также есть исторические прототипы.  Да, даже смуглокожая дочь «Серых Волос», возможно, существовала! Но об этом как-нибудь в другой раз...

 

Так назовем ли мы «Последнего из могикан» Купера простой выдумкой? Что скажете? 


Эпизод «Под водопадом» снимался практически последним. Большинство участвовавших в съемке уже покинули проект. Поэтому трудно найти людей, которые могут пролить хоть какой-то свет: почему в сценарии есть одна любопытная сцена, а в фильме она отсутствует... это - любовная сцена между Ункасом и Алисой. Вопрос, который многие задавали: "была ли она снята?" К счастью для нас, Солдаты № 1 и № 2, внесли свой вклад в наш вебсайт.  Солдат № 1 не утверждает категорически, что сцена не была снята. Солдат № 2 просто не знает, но помнит оператора, упоминавшего любовную сцену, которую они собирались снимать. Оба говорят, что огромные куски сценария были удалены Майклом Манном в последний момент. Планировалось снять эту сцену до конца, но видимо, передумали. Возникает вопрос "Почему?"

Из-за временных ограничений? Или эпизод посчитали несущественным для сюжетной линии и, следовательно, ненужным? Возможно, по обеим причинам. Мы полагаем, однако, что главной причиной была, по-видимому, мать Джоди Мэй! Оба Солдата помнят, что она присутствовала на различных съемках... Солдат №2 определенно помнит ее в Пещере. В длинной беседе с Джимом и  Рут Бойланами несколько лет назад - они были статистами - есть свидетельство того, что мама Джоди была вездесущей, следя, чтобы ее юная дочь не участвовала ни в какой сцене, которую она не одобряла. Многие ли мамы одобрили бы любовную сцену с участием их 16-летней дочери? Подозреваем, что немногие! Очевидно, это даже стало проблемой во время съемки прибытия в Форт Уильям Генри: кажется, Манн хотел оставить оторванными пару крючков на платье Алисы.  Этого не произошло, что косвенно указывает, снималась ли когда-либо эта любовная сцена...

 

... с другой стороны... В интервью с Эриком Швейгом в номере журнала 1992 г.  Trail Dust magazine, Эрик не рассеивает сомнений относительно настоящей любовной сцены с Алисой в холодной сырой декорации пещеры. Команда капризничала после нескольких долгих месяцев съемки, было неудобно снимать в пещере... едва ли это создавало настрой для любовной сцены! Все же Эрик говорит, что это было! Действительно ли это была настоящая любовная сцена? Или просто был долгий поцелуй? Никакой ясности …  Какой она была? Эрик не уточняет. Заметим только одно... он ссылается на расширенную версию фильма, которая, по его мнению, могла бы быть выпущена на видео. Ага! Есть надежда увидеть вырезанные режиссером эпизоды!

 

Шедевр, которым является «Последний из могикан», проистекает из монументальных усилий двух человек... Джеймса Фенимора Купера и Майкла Манна.  Доля Купера, конечно, в его литературном видении и любви к Коренной культуре и миру, позволившими ему создать историю более чем 175-летней давности (при всех критических замечаниях, высказанных против него за эти годы, легко забыть, что это - его история!); а доля Манна - в мастерском воплощении её на экране. По нашему мнению, это резец Манна сделал историю произведением искусства. Основная сюжетная линия и события несколько изменены, но образы Купера, созданные на бумаге, блестяще переданы на экране Манном. Из многих сильных составляющих экранизации LOTM есть три наиболее выдающиеся: кинематография, саундтрек и подбор актеров... все три способствовали усилению образов. Манн полагается в большой степени на  скульптурность образов в фильме. Широкие пейзажи, низвергающиеся водопады, яркие батальные сцены, создающие настроение запоминающиеся музыкальные темы, неторопливое движение, сложные, исторически точные декорации и костюмы, мимолетные взгляды и жесты между героями.  Диалоги, даже один самый длинный диалог, который вы найдете в фильме, -  на втором плане. Фактически, Манн полностью отказывается от слов во время почти 10-минутного эпизода между оставлением деревни гуронов и смертью Магуа. Это - блестящее снятое кино ... драматическая последовательность действия, романтизм, волнующая музыка ... на фоне великолепного пейзажа... даже судьбы главных героев... и все без единого слова! Как сильно! Как рельефно!

 

Стоит отметить, что Манн фактически не в полной мере использует большую часть звездного состава. Рассел Минс и Эрик Швейг вместе создают сильные образы Чингачгука и Ункаса и вызывают ощущение связывающих их семейных уз, но на самом деле, более чем убедителен, никто иной, как в полном смысле слова великий актер Дэниел Дей-Льюис. Даже ему, в роли первого литературного героя Америки, действительно не разрешают и г р а т ь в этом кино; ну не в той мере, какую мы видим в «Моей левой ноге» или в «Во имя Отца». Манн отобрал прекрасных актеров для этого фильма, хотя многие едва появляются. Колм Мини (мелькнул, и Вы уже скучаете без него!)... Пит Постлизвэйти (пару раз чихнул и привет!) ... и Джоди Мэй, хотя и показывается, произносит едва ли пару слов, а ведь на её счету уже была завоевавшая премию работа в фильме «Разделенный мир». Большинство остальных актеров создали сильные образы, хотя и в относительно небольших ролях. 

 

Только Мэделин Стоу и Вес Стьюди  действительно ошеломляют вас своим актерским талантом, а не единственно образом, который они играют. Не расценивайте это как критику других актеров..., наши впечатления от их игры рассматриваются в другом месте. Очевидно, Манн так задумал. Декорации и образы должны были перевешивать оригинальность исполнения. Это было гениально и составляет львиную долю того, что делает эту экранизацию классикой. Необходимо признать также, что, хотя Майкл Манн отразил историческую эпоху и события намного лучше, чем в большинстве фильмов, он намеревался создать произведение искусства. Некоторые погрешности есть, безусловно, и на них обращали внимание режиссера многие постановщики, принимавшие участие в производстве. По словам одного, он ответил: "Я снимаю кино, а не документальный фильм".

 

Марк А. Бейнер - эксперт по дымному пороху, писатель и любитель истории. Но не только, он был консультантом и наставником Дэниэла Дей-Льюиса во время подготовки и съемки LOTM. В статье для MuzzleLoader Magazine, (номер за май-июнь '92), он подробно освещает многие захватывающие аспекты съемок LOTM. Статья разносторонняя и включает расширенную информацию об исполнителях ролей, что чрезвычайно интересно, и некоторые редкие фотографии съемок в форте. Рекомендуем вам почитать. Если вы не знаете где купить прошлый номер, загляните на  A GREAT LOTM ARTICLE  на нашем форуме (где, увы, предлагается просто купить копию выпуска журнала, самой статьи там нет).  Ниже читайте выдержки из статьи. Первая содержит описание ночной съемки:

 

«...В одно мгновение, наружность съемочной площадки фильма «Последний из могикан», расположенной на берегах Лэйк Джеймс, Северная Каролина, превратилась из волшебного места в сумятицу и неразбериху управляемого хаоса... Билл (другой статист) и я продолжали спокойно разговаривать, в то время как ДДЛ, Мэделин Стоу, Рассел Минс и остальные перемещались к нашему гарнизону, проходя через глубокий подземный ход. Более 350 статистов также вернулись на свои места, готовясь снова бежать, стрелять, кричать и умирать с криками. Команда электриков тихо дрейфовала от одного пункта освещения до другого, со своими опасными проводами, повинуясь указаниям невидимого "Дэнни". Парикмахеры и гримеры пробивались через толпы, распыляя воду на волосы разных актеров, проверяя "ожоги" и "шрамы", и вообще производя различные корректировки ближайшим к камере людям. 

Костюмеры со своими булавками, сантиметрами и лентами застежек на липучках, отслеживали любую надобность подправить или подшить бриджи, рубашки, леггинсы или мокасины. Мастер по оружию Марк Хьюджен и оружейник Вернон Кроуфут, наряду с другими реквизиторами, ходили по крепостным валам, шепотом напоминая правила безопасности, ударяя по кремням и выдавая статистам их следующие порции бумажных патронов. 

Обслуживающий персонал суетился среди актеров, статистов, команды и продюсеров, предлагая воду, фруктовые соки, сладкую газировку, легкие закуски и небольшую беседу.  

Звукорежиссер постоянно сидел за своим портативным столом, скрытый за стеной или грудой мешков с песком, и тщательно выслушивал звуки скоростных лодок, летящего самолета, автомобилей или чего - нибудь еще, что могло бы испортить необходимый звук 18-ого столетия.

Табунщики отгоняли и оттягивали лошадей, коз и волов подальше от потенциальной опасности и назад, к определенному для них положению.

 

Среди ночной суеты повсюду в форте большинство людей могло слышать Дэйла Дая, орущего приказы его "войскам", напоминая британским солдатам, которых они изображали, каково их место в этом мире и только что они, пехотинцы, действовали во время этой операции.

Сотни коренных американцев прибывших издалека, из Монтаны, Оклахомы и Канады, бродили среди солдат и гражданских лиц всюду по съемочной площадке, изображая могавков, гуронов, абенаков и «французских индейцев». Каждый день до начала съемок каждый индеец подвергался сложному ритуалу нанесения татуировок, моделирования причесок и гримирования. Команда татуировщиков и гримеров носили металлические кольца на талии, с которых свисали фотографии, сделанные полароидом, с изображением определенного индейского персонажа. Обращаясь к надлежащей фотографии, каждому индейцу повторно наносили его татуировки с помощью распылителя краски и трафарета, затем его причесывали соответствующим образом. 

Всюду, силясь воспроизвести в точности частицу литературного видения Купера, виднелся журавль кинокамеры, который тихо раскачивался посреди и над внутренностью форта. Оператор стационарной камеры, вес которой более 100 фунтов, переносил её, отдыхая между подъемами, готовясь пятиться, вверх по склону или через туннель, чтобы схватить лучшие кадры. За ним повсюду следовал звукорежиссер с микрофоном на конце двадцатифутовой алюминиевой  стрелы. Снаружи форта несколькими ярусами выше лес Северной Каролины парил легкой платформой, с которой свисал чудовищный желтый подъемный кран. Закрепленный на платформе, сидел несчастный осветитель, который получал указания по рации. Он проводил свои ночи, изображая луну. 

Каждую ночь этот весь коллаж цвета, звука, людей и эмоций концентрировался лишь на двух людях: режиссере и исполнительном продюсере фильма Майкле Манне, видение и энергия которого превращали сюжет Купера в широкоформатный фильм; и ассистенте режиссера Майкле Воксмане…»

 

Теперь кое-что, что Вы сможете заметить, есть ли у Вас широкоэкранная THX версия фильма, в "featurette" (короткий документальный фильм о съемках), предшествующей фильму:

 

Департамент костюмеров нуждался в тысячах мокасинов со швом посредине для индейцев и колонистов. Чтобы обойти это препятствие, они придумали верх мокасина со швом в центре делать из замши, который потом быстро крепился горячим клеем поверх черного хлопчатобумажного китайского шлепанца. Для изготовления мокасинов ведущих актеров, каждая пара которых специально разрабатывалась, использовался тот же самый верх, но приклеивался к современным кроссовкам.    

 

 

И наконец, вот короткая выдержка, которая касается ДДЛ и той привлекательности, которую он, кажется, излучает (неужели Вы не заметили?) 

«После репетиции Льюиса, которая длилась около трех часов, мы уехали на древнем 1950 г. выпуска Ford Pickup, и он пригласил меня пообедать в "Кафе на углу".  Мы говорили о кино, его  интерпретации роли и о том, как пользовались таким ружьем как «Оленебой» более 250 лет назад. На мой взгляд, актер был очень вежливым и искренним, даже застенчивым человеком. Он был страстно увлечен тем, как физически воплотиться и должным образом представить героя Купера Соколиного Глаза. Пока мы жевали свежие зеленые кусочки авокадо и жареного цыпленка, мы делились своими идеями о лесных жителях колоний и их ружьях. Позади Льюиса я видел очаровательную женщину, непрерывно шепчущую что-то своему другу и указывающую на наш столик. Понятное дело, она указывала не на меня...»

 

Хотите узнать больше от Марка, читайте  ON THE TRAIL WITH ... MARK A. BAKER 


Опускаю небольшой экскурс в историю, касающийся реального полковника Джорджа Манро и его мнения о колониальном ополчении. Оказывается, у настоящего Манро была дочь и двое сыновей, но их имена окутаны тайной.


Совпадения между Монткальмом и Купером. Кроме их связи с Фортом Уильям Генри, что общего было между Джеймсом Фенимором Купером и маркизом де Монткальмом? Они оба родились в 18-ом столетии, оба пересекли Атлантический океан, они происходили из богатых и знатных семей, оба были жадными до чтения и интеллектуалами, и у обоих была необычная любовь к  домам своего детства... И оба умерли 14-ого сентября! 

 

 

"Две лиги ... лучшая вода". Неужели Магуа ожидал, что эти две дамы будут путешествовать без какого-либо освежающего восстановления сил?Да уж! Лига составляет что-то между 2,42 и 4,6 мили, обычно принимается за 3.  Неблизкий близкий путь, когда хочется пить!

 

 

Кто на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Live visitor conversion tracking, Counter, Anti-spam, Heat map, SEO

Поиск