Еще больше размышлений о «Могиканах»

 

STILL MORE MOHICAN MUSINGS 

В поисках Ункаса: история знает двух  могикан, носивших  имя Ункас, возможно, они оба имеют отношение  к образу, созданному  Купером.  Ни один из этих двоих, похоже, не имел схожести с драматической судьбой вымышленного Ункаса в «Последних из могикан».

Первый Ункас  появляется в 1636 еще до войны Pequot 1637 года, затем фигурирует  исторических записях о войне короля Филипа в 1670-ых.  Урожденный  Pequot, Ункас впоследствии  возглавил  борьбу как вождь. Спор привел к расколу,  после которого  Ункас и его последователи откололись, восстановив имя Mohegan, и  заключили союз с английскими колонистами. (Pequot были первоначально членами племени Mahican, жившими в верхнем течении реки Гудзон, объединение с которым в конце 16-ого столетия было, вероятно, результатом  формирования Конфедерации Ирокезов. Название их происходит, от алгонкинского слова pequot, означающего «разрушитель».)  В следующем году, в начале войны Pequot, Ункас  и его могикане  боролись против своих прежних собратьев и были участниками  истребления  индейцев племени Grey Fox. Становясь все более влиятельным лидером, прозванным некоторыми «хитрым», а другими  «патриотом», сформировал Могиканскую Федерацию,  великим вождем которой он оставался  до своей смерти в 1682.

Второй Ункас,  также вождь могикан, жил во времена  франко-индейских  военных кампаний и был номинально  вовлечен в военные события, последовавшие за резней  у Форта Уильяма Генри.  Роберт Роджерс (известные рейнджеры Роджерса), в письме о вербовке в Форт Эдвард в 1759, просит его подготовить группу ополченцев, чтобы помочь в приближающейся британской кампании в  Тикондерога  против французов в  Форте Сариллон. Немногое известно о характере Ункаса, таким образом, мы можем лишь предположить, что он, как наш первый Ункас, благодаря некоторым своим качествам  сложился у Купера в образ благородного воина. С другой стороны, вполне возможно, что Купер просто нашел  имя Ункас подходящим…

Чуть не забыл... Мы получили немало комментариев и вопросов относительно актера, который сыграл Ункаса в фильме, Эрика Швейга (как будто Вы не знали!).

Родом из канадских Северо-Западных территорий и Онтарио, ЭРИК ШВЕИГ и  сыграл свою первую ведущую роль в фильме «Последний из могикан».  В  этой роли  индейца – могавка, сына Чингачгука  и  названного брата  Соколиного Глаза, Швейг изображает Ункаса, самого юного  из них троих, который  влюбляется в светловолосую дочь Манро  Алису. Нигде формально не учившись, Швейг впервые появился на сцене Торонто в "The Cradle Will Fall" в 1987 в. Последовали несколько музыкальных видео и второстепенных ролей в горстке низкобюджетных фильмов. Актер в настоящее время проживает в Торонто и Ванкувере. Чтобы связаться с Эриком, вы можете написать его агенту:

PRIME TALENT, INC.

PO Box 5163

Vancouver, B.C.

V6B 4B2

И еще... Есть город Uncasville, штат Коннектикут; прежде была деревня Mohegan. Город назван по имени первого упомянутого выше Ункаса.

Чтобы узнать больше об Эрике Швейге читайте ERIC SCHWEIG: AN INTERVIEW.

Требовать исторической точности  от Голливуда – дело неблагодарное. Майкл Манн действительно допускал некоторые вольности, однако, искренне восстанавливал множество аспектов исторической достоверности в фильме ... от причесок различных индейских племен и военной раскраски, до кнопок на униформах солдат. Вот один аспектов, где он, возможно, что-то напутал...  

Географически, северное тихое озеро Джордж не соприкасается с рекой  Гудзон. Таким образом, Форт Уильям Генри, в противоположность Форту Эдвард, не находится на Гудзоне. Как уже упоминалось,  резня произошла около форта (хотя фильм изображает это в некотором расстоянии от него).  Как бы там ни было, когда Соколиный Глаз вместе с другими плывет на каноэ, он говорит, "Вам нечем заняться на озере сегодня, майор?" (Lake George?) И затем "Ведите к реке." (Hudson River?) Поскольку они скрываются в пещере под водопадом Glens Falls, который находится на Гудзоне, это должно быть так.  Абсолютно невозможный подвиг -  НЕТ там никакого водного пути  между озером Джордж и  рекой Гудзон. Немного неясно, что имел в виду Манн.

1755 год.  Никакого форта еще не  было  на берегах  Lake George.  Уильям Джонсон, суперинтендант по делам индейцев, двинулся к месту, где позднее был  Форт Уильям Генри, с силами приблизительно 3400 ополченцев, к ним прибавилось  примерно до 400 воинов  могавков.  Франко-индейские силы насчитывающие около 3200 человек, под  Baron Dieskau, были полны решимости атаковать Форт  Эдвард, но после того как стало известно об изолированных силах англичан на озере, решено было двинуться  против них. Джонсону  противостояли 1200 человек, включая 200 могавков, чтобы препятствовать продвижению французов. Убитому в следующем сражении старому вождю Хендрику, наполовину  могавку - наполовину могиканину, было тогда 80 лет. Перед выступлением, он предупредил  Джонсона: «Если они должны сражаться – они слишком малочисленны,  если они  должны умереть, их слишком много». Ничего не напоминает?

<…> Эпические приключения и любовная история времен насилия и ненадежных  подданных, история Соколиного Глаза,  жителя пограничной полосы (Дэниел Дей-Льюис), приемного сына могиканина Чингачгука (Рассел Минс), и Коры Манро (Мэделин  Стоу),  дочери  английского офицера,  ярко и зрелищно экранизировал Майкл Манн, пересказав на свой лад роман Джеймса Фенимора Купера «Последний из могикан».  Соколиный Глаз и Кора встречаются в дикой местности, на поле битвы по имени  Америка, и судьбы их семей переплетаются,  поскольку война и предводитель гуронов Магуа (Вес Стьюди), стремятся  уничтожить их.

«Последний из могикан» -  наиболее известная из пяти книг, объединенных  как «Рассказы о Кожаном Чулке», первого крупного популярного  романиста  Америки  Джеймса Фенимора Купера. Купер вырос в пограничном Куперстоуне, в окрестностях  Нью-Йорка, и знал не понаслышке глухие места, которые описывал. В тех местах он  поселил своего наиболее и неизменно популярного героя  Соколиного Глаза, который стал первым американским западным героем в литературе, а затем и в кино.

Большинство американцев впервые соприкоснулось с романом Купера, будучи школьниками, но Майкл Манн запомнил «Последний из могикан» по киноверсии 1936 года.  «Последний из могикан» - вероятно первый фильм, который я видел в детстве»,  -  говорит Манн. -  "Это была черно-белая 16-миллиметровая лента, и в то время мне было три или четыре года – это первое осмысленное воспоминание о кинофильме".  Звезда Рендолф Скотт в роли Соколиного Глаза; этот более ранний фильм был поставлен по  сценарию  Филиппа Данна. Именно то воспоминание руководило Майклом Манном, когда он решил сделать исторический фильм по мотивам романа Купера. "Я нашел некоторые его главы несколько провокационными и мощными", -  говорит он, - "но роман был написан в возрасте, когда еще романтизируются события, произошедшие 75 годами ранее. Это упростило сложные и сильные характеры индейцев до банальных злодеев".

Очарованный тем временем, Манн начал собственное исследование. Роман был точен в событиях, относящихся к осаде и сдаче британского Форта Уильяма Генри французам, которых он изобразил в соответствии историческими сведениями Паркмана, дневниками капитана де Бугенвиля (адъютанта генерала Монткальма, командующего силами французов в фильме) и работами Саймона Шамы и Говарда Зинна. В других частях истории Манн также приблизил мир Купера к исторической точности в сценарии, который он написал совместно с Кристофером Кроу.

«Я хотел, чтобы история стала яркой, реалистичной и правдоподобной, как будто это происходило сегодня", -  говорит Манн. - "Мне хотелось, чтобы люди выглядели столь же благородными, умными, капризными, гуманными, продажными и чувственными, как и в любой другой период времени».

"Я также пробовал разрушить некоторые неверные представления о культуре коренных американцев 18-ого столетия. В основном, они были лишены своего могущества, но в действительности, европейцы не могли создать полевую армию, не объединившись с ними, с одним или другим  сильным  в военном искусстве коренным народом".

Таким образом, это была сложная политическая обстановка, когда Натаниель был найден и принят Чингачгуком, воспитавшим его как его собственного сына. Проведя свое детство среди могикан, с независимыми демократическими принципами, он встречает Кору Манро. Их история сталкивается с  культурным и классовым барьером, но традиции и благородные манеры терпят крах в условиях войны.  Романтичная влюбленность  между сестрой Коры Алисой (Джоди Мей) и Ункасом (Эрик Швеиг), сыном Чингачгука,  является также пересмотром романа Купера, отношения которого к смешению рас требовали, чтобы женщина Ункаса была изображена (в романе это Кора) темноволосой мулаткой.

(Примечание переводчика: в романе Кора была дочерью полковника Манро от мулатки. Поэтому её кожа была просто темнее, чем у младшей сестры.  В романе Кора была тайно влюблена в майора Хейворда, который в свою очередь любил светловолосую Алису. Зачем сценаристы превратили Соколиного Глаза из легендарного охотника и друга Чингачгука в его сына – понять сложно. Ункас же в романе Купера погиб, пытаясь освободить  именно Кору, плененную Магуа, который таким образом задумал осуществить свою месть полковнику Манро за нанесенное ему публичное оскорбление. Вождь гуронов собирался сделать Кору своей женой и тем отплатить унижением за унижение. К тому же, в романе Магуа испытывает к Коре весьма противоречивые чувства…)

Главным влиянием киноверсии 1936 года на сценарий Манна было изображение Ф. Данном главного героя как  анти-авторитарного и анти-британского абсолютного индивидуалиста. Родом из северных английских пограничных областей, Натаниль, позже известный как Соколиный Глаз (Кожаный Чулок, Зверобой и Следопыт в разное время), был воспитан Чингачгуком, из исчезающего племени могикан, с 2-х летнего возраста. Хотя мы ничего не знаем о могиканских методах воспитания детей, информация о соседних народах алгонкинах и ирокезах дает приблизительное представление о том, как был воспитан Соколиный Глаз. Одно ключевое качество закладывалось в основу – никакой человек не имеет власти над другим. Он также демонстрирует высшую степень искренности в  высказываниях, что ужасало европейцев того времени.

Для Коры Манро, которая приехала в колонии, ничего более не ожидая, кроме распространения там английских ценностей и нравов, столкновение с Соколиным Глазом стало столкновением с новым мышлением, но к концу истории Соколиный Глаз также несколько меняется.  "В нем как бы синтезируется колониальный мир евроамериканцев и мир коренных американцев", -  говорит Манн. - "Он являет собой новый тип человека -  жителя пограничной области. К сожалению, это означало расстаться с чем-то, и Чингачгук знает это прежде, чем его сын. Он понимает, что происходит, когда сын становится мужчиной, и он признает неизбежность изменений под давлением развития истории человечества".

Самым главным решением Манна стал выбор актеров. В Дэниеле Дей-Льюисе он нашел блестящего актера, с большой ответственностью подходящего  к процессу погружения в радикально иное время, место и характер. Из наблюдений режиссера: "Работа Дэниела идет от его таланта в чистом виде и абсолютной обязательности, доведенной до крайности,  начинаясь как путешествие к открытиям и заканчиваясь воплощением жителя пограничной области 18-ого столетия. Создавая реального Соколиного Глаза, мы не хотели сделать его образцовым в том, как он смеется, двигается, говорит, думает, борется, охотится, выслеживает, приближается к женщине. "Герой Дэниела оригинален и точен и получился благодаря глубокому исследованию границы 18-ого столетия и сил, сформировавших его - ценностей, которые он усвоил  из воспитания могикан. И первым открытием стало осознание того, что ничто в аспекте продвижения переселенцев  не было таким, как нас учили детьми.  Я ощутил эти качества, когда встретился в первый раз с Дэниелом в Лондоне, и в то время как  мы шли по Shaftsbury Avenue я понял, это первый день, когда он был Натаниелем. "

Что до Коры, Манн был поражен первым чтением Мэделин Стоу: "Она была динамичной и раскрепощенной. Я думаю, как прекрасная актриса и женщина, Мэделин  уникально созвучна Коре. В отличие от других европейцев вокруг нее, Кора тонко чувствует и понимает, что на самом деле представляет собой  постоянная жизнь в колониях: новый мир, новый способ существования.  Весь этот потенциал воплощен в Соколином Глазе. Из-за него и под гнетом трагедии и войны, она покидает свой класс, свою семью и культуру, чтобы жить на границе с этим человеком".

"Первое прочтение Мэделин роли было ярким и непринужденным. Она нашла ритмы и цвета и суть этой женщины, как если бы родилась такой".

Одна из невеселых частей разведки мест будущей съемки, предпринятой в течение подготовки к работе над «Последним из могикан», был поиск хоть каких-то остатков дикой природы  Купера. "Обнаружение древних лесов, в которых происходили события, оказалось почти невозможным.  Те леса не существуют больше", -  отмечает режиссер. На землях, о которых писал Купер, росли 400-500 летние деревья, высокий лесной навес и почти никаких кустарников. Мы нашли только два маленьких участка старого леса в Северной Каролине и один в Пенсильвании, который приблизительно напоминал то, чем весь континент был в 1757 году". 

«Последний из могикан» снимался  практически полностью в некоторых из тех заповедных мест, которые сохранились  в лесных районах  Северной Каролины, и требования к съемочной группе выдвигались жесткие.  Манн нашел в Дэниеле Дей-Льюисе актера, который разделяет его стремление к созданию образов  реальных и живых. Привыкший к длительному периоду научных исследований, предшествующих  подготовке съемки, ДДЛ и Манн провели в сотрудничестве восемь месяцев, прежде чем началась основная работа.

Наряду с  углублением в документы того периода, актер и режиссер  провели несколько недель в обучении у Дэвида  Вебстера в штате Алабама, учась разжигать  огонь за  25 секунд, охотиться и пользоваться оружием 18 века: томагавком, ножом и, самое важное, ружьем с замком кремневого типа.  Позже ДДЛ присоединился к другим ведущим актерам, проходившим обучения многие  недели. Эти уроки были  очень важны в его работе, также как и напряженные физические нагрузки, которые изменили его тело и манеру говорить, чтобы они максимально соответствовали  происхождению  и окружению Соколиного Глаза. Все актеры приобретали спортивные умения  и точные навыки того периода,  которые питали  их  вдохновение, позволяя им глубже проникнуть в характеры, которые они играли.

Работая в отдаленных, покрытых лесами районах Blue Ridge Mountains на западе Северной Каролины,  Дей-Льюис оказался перед новыми физическими сложностями, когда съемка началась. Актер вспоминает: "Вы даже не подозревали,  какие физические нагрузки потребуются от вас изо дня в день, и что вы будете на пределе своей энергии. Те съемки требовали от вас многого. Я действительно должен был по собственному желанию отказаться даже от минимальных удобств,  например от услуг людей, предлагающих чашку чая. Удобства очень мешали в этом кино. Окружающая мир, который мы воссоздавали, был суров, и чтобы понять его,  Вы должны были пребывать в нем".

По отзывам Мэделин Стоу (Кора): "Потребовалось много времени, чтобы научиться поддерживать свою  энергию, когда я начинала работать в «Последний из могикан». "Майкл вдохновлял эти старания, потому что он заботился о деталях. Я действительно восхищалась  его идеей абсолютного перфекционизма. Он замечал суть  вещей, которым давались несколько неправильные установки, чего не замечало большинство. Он не дповорачивал камеры, пока они не были выстроены точно в линию, как он хотел".

Чтобы помочь добиться  правдоподобности в людях и их истории, Манн стремился сделать их материальный мир столь же сложным и детально проработанным, как это есть в действительности. Он быстро находил то,  что было практически невозможно взять в аренду, будь то французские орудия, английские  униформы или ножны ножей и боевые дубинки могавков. Материальный мир «Последний из могикан» должен был быть исследован  и усовершенствован, должны были быть изобретены процессы изготовления всего реквизита и он должен был быть сконструирован продюсерами или агентами – супервайзерами без отрыва от съемок.

Следовательно, образцы для плетеных тяговых ремней, чехлов орудий, ножен для ножей, боевых дубинок, томагавков, военной раскраски, татуировок  и причесок  для каждой из четырех различных  индейских культур должны были быть разработаны и произведены.  Ткань для униформ должна была быть найдена и окрашена,  плетеные шнурки, «оленебой» и оружие других актеров, ножи и томагавки разработаны и сконструированы,  массивные орудия и мортиры, сделанные по разрозненным рисункам 18-ого столетия скопированы,  форт Олбани с бревенчатыми хижинами, фермами и зерновыми культурами 18-ого столетия построен, а высушенное болото превратилось в долину резни отступающих англичан после сдачи Форта Уильяма Генри. С максимальным размахом исполнительные продюсеры наняли 250 членов команды, 1200 человек статистов, которых организовано перевозили и кормили в базовом лагере диаметром в одну милю.

Деталям и масштабу уделялось внимание особенно в изображении пограничного общества, в котором жили вместе коренные американцы и европейцы, это было существенно, чтобы избежать стереотипов в изображении индейских персонажей. "Группы северо-восточных лесных индейцев придерживались различных взглядов", -  говорит продюсер Хант Лоури. "Они стригли свои волосы по-разному и одевались по-разному. Некоторые из них торговали с французами, поэтому использовали французские детали в своей одежде и украшениях, другие объединялись с англичанами и одевались как они".  

"Этот фильм показывает время, когда индейцы и белые были сами по себе, но были равны, и заимствовали элементы одежды друг у друга", -  говорит Рассел Минс, индейский активист, который играет Чингачгука. "Это было прекрасное время, и мне нравится манера, в которой это подано здесь. Характер моего героя трехмерный, и  Магуа, отрицательный характер в  картине, имеет серьезное основание быть отрицательным. Он также трехмерный образ".

"Магуа - результат своего времени", -  говорит Вес Стьюди, западный чероки, который играет мстительного гурона. "Каждый индеец на североамериканском континенте может в некотором роде отождествить себя с этим человеком из-за понесенных утрат. В большей или меньшей степени, любой мужчина сделал бы то же, что и он, и действовал бы так же в сходной ситуации. В действительности он не врожденный злодей. Он - человек, охваченный гневом и возможно временно безумный". 

Второй акт в фильме - сражение за Форт Уильям Генри между французами и британцами, каждой стороне помогали ее многочисленные союзники из числа коренных американцев. Настоящее здание форта, оказалось, было одним из наиболее сложных аспектов фильма. После нескольких посещений, Манн и художник по декорациям Уолф Кроеджер смогли воссоздать картину стратегического размещения форта, чтобы держать под контролем окрестности вокруг него. Старинные иллюстрации, рисунки и современные  планы показали в деталях как, в конечном счете, он будет построен. Специфические особенности вроде типа древесины, которая использовалась, чтобы укрепить сооружение, виды соединения и гвоздей также были доступны.

В то время как Кроеджер сопровождал Манна в многочисленных разведках различных озер на всем протяжении области восточного побережья в поисках участка, артдиректор Ричард Холланд был занят нелегкой работой по созданию  модели Форта Уильям Генри в масштабе 1 к 20, чтобы иметь представление как он будет выглядеть. После разведки с вертолета и похода через горы и долины, Манн выбрал участок на озере Lake James в Северной Каролине и округе МакДоувелл. Полный размер участка был 38 акров. Как только земля была размечена, был заложен бетонный фундамент форта, и эта предосторожность оказалась стоящей усилий, когда начался дождливый сезон. Время от времени случались грозы, настолько жестокие, что все вокруг было бы смыто, если бы не  бетонный фундамент, который компания недавно заложила. Потребовалось около 130 плотников, чтобы укрепить сооружения бревнами, гвоздями и кольями. Местные кузнецы были также обеспечены, чтобы изготовить настоящие скобяные изделия, которые отвечали бы тому периоду. Группы художников по декорациям трудились над корзинами и изготовлением разнообразие деталей, необходимых для большей правдоподобности. Все были обязаны проходить инструктаж по безопасности раз в неделю. В результате в течение всего процесса не произошло ни одного несчастного случая.

От бастиона до бастиона, площадь строений Форта Уильям Генри на вершине холма составляла 400 на 300 футов. Весь проект, от разметки земли до заключительных деталей декораций, занял всего одиннадцать недель - гораздо меньше, чем можно было представить, особенно при таких погодных условиях, с ливнями и при температуре более чем 100 градусов.

Лесная зона, в которой был построен форт, состояла из 17-летних  деревьев, которые прореживали  и снова высаживали каждые 25 лет, и почти вся древесина, которая была необходима для строительства форта, прибыла из местных ресурсов. Фактически все, что было вырублено, использовалось, так или иначе. После завершения съемки,  сооружения были снесены, и участок был повторно засажен. Также, как это случилось в истории, форт и земля, на которой он был простроен, перешел следующему владельцу.

"Вы видели краснокожего?"... А как же, Алиса! Хотя в действительности, врядли британские войска их видели, т.к. они временами снимались в фильме Манна.  В то время как эпизод, изображенный в «Последний из могикан», когда гуроны Магуа тайком преследуют ничего не подозревающих англичан под покровом леса, точен, некоторые сцены - нет. Индейские союзники французов  не атаковали бы на открытой местности (как они сделали в сцене отвлекающего маневра при отправке курьера – заметьте, только в телеверсии фильма!), подставляя себя под мушкеты британских регулярных войск. Прямая атака на вражеские шеренги была европейским стилем сражения, и хотя это было эффективно на полях битвы Европы, в американской дикой местности, такая тактика привела бы к большим потерям.

Кстати о Магуа... "Он не могавк. Он - гурон."  Вот, что пишет Джеймс Фенимор Купер:  "Meнгве, макуасы, минги  и ирокезы, хотя не вполне одно и то же, как часто ошибочно полагают, были объединены в конфедерацию и были противниками делаваров и могикан. Mingo у них было бранным словом, как  Mengwe,  и в меньшей степени Maqua".  Вот так Магуа и получил свое имя в романе.

Хотя трое могикан в романе  реагирует на Хейвардовского  'проводника гурона'  с презрением, исторически делавары и могикане  не всегда враждовали со своими соседями гуронами. Алгонкины часто объединялись с ними (самоназвание гуронов – вейандоты) против их традиционного врага, ирокезов. История Купера повествует о времени, когда они не были союзниками.

Hurons

В романе Соколиный Глаз говорит: «Гуроны! Это предательское, вороватое племя. Гурон остается гуроном, кто бы ни принял его к себе. Никакими средствами вы ничего не сделаете из него, он всегда останется трусом и бродягой. Раз вы отдали себя в руки одного из этих людей, надо только удивляться, что он еще не заставил вас наткнуться на целую шайку».

На что майор Хейворд отвечает: «Этого нечего бояться, ...  Кроме того, вы забыли, что наш проводник теперь могавк, что он служит нашей армии и стал нашим другом».

Соколиный Глаз уверенно возражает: «А я говорю вам, что тот, кто родился гуроном, гуроном и умрет. Могавк!.. Если хотите видеть честных людей, ищите их среди могикан или делаваров. Да. Они честно дерутся, хотя не все из их племени соглашаются идти в бой, так как многие позволили макуасам превратить себя в слабых женщин. Но уж если они дерутся, то это настоящие воины».

Незаурядное умение лидера гуронов  плести интриги  вызывает признание французов, которые называют его не Магуа, а "Le Renard Subtil"«Хитрая Лиса».  

Ищите больше о гуронах, ирокезах, делаварах и могиканах на History Pages.

Кто на сайте

Сейчас 35 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Live visitor conversion tracking, Counter, Anti-spam, Heat map, SEO

Поиск