Размышления о "Могиканах" … начало

Эта статья открывает цикл раздела  Mohican Musings   портала Mohican Press (сайта, посвященного съемкам "Последний из могикан").  Здесь и далее опускаю обращение создателей Mohican Press  к  гостям   ON THE TRAIL OF THE LAST OF THE MOHICANS   и размещаю только перевод материалов,  непосредственно касающихся съемок фильма.   Все статьи   Mohican Press  снабжены  множеством уникальных фотоматериалов.    Оригинал этой статьи с фотографиями  → здесь. 

                                                                          


 

Начнем мы вот с чего:

Многие  в последние годы указывают на  досадные ошибки в картине. Но никто ни разу не упомянул об этой... - в Долине Резни. Жалкая вереница беженцев угрюмо тащится через прекрасную  долину. Внезапно, из леса смело выскакивает воин, чтобы нанести удар ничего не подозревающей жертве ... затем  другой храбро повторяет это. Камера перемещается в тыл колонны. Но что это?  Обратите внимание  на низ  центра экрана. Это определенно не одежда 18-ого столетия.  И это не британский солдат или  американский поселенец... Да ведь это же ЧЛЕН СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ, в синей бейсболке с мегафоном. Проверьте, это  действительно так! 

 

Заметьте также: чтобы немного облегчить вес (и в целях безопасности!) мушкеты, используемые в сценах сражений, были сделаны из каучука. Вы действительно можете  заметить,  как сгибается оружие, когда воюющие стороны размахивают  им, если станете прокручивать  фильм  в замедленном движении. Кроме того, когда Соколиный Глаз пробегает сквозь скалу, похожую на туннель, скальная порода, когда он наклоняется в сторону "скалы", загадочно уступает дорогу и изгибается. Странно, но одна из наиболее  часто упоминаемых  глупых оплошностей видна только в  THX версиях фильма (на видео и лазерных дисках), а именно - серебристые автобусы. Когда британцы оставляют  Форт Уильям Генри и полковник Манро произносит "форт ваш",  в  какой-то момент вы можете разглядеть  серебристые автобусы на заднем плане. Как мог оператор этого не заметить?!  Ну да, маленькие недочеты  в почти безупречном таланте Майкла Манна как режиссера весьма очевидны в «Последних из могикан». Но не менее очевидно его внимание к деталям (несравнимое с синей бейсболкой и мегафоном) и акцент на исторической достоверности.

 

Использование французского языка гуронами, в той же мере как и диалоги  могикан на языке делаваров/ленапе, свидетельствуют, что Манн как следует  подготовил  домашнее задание (в работе над фильмом принимали участие делаварские лингвисты).  Купер  использовал в диалогах своих героев не только языки могикан и делаваров,  принадлежащие  к одной лингвистической семье, но также язык ленапе в своем романе. Писатель даже использовал гуронские ругательства, выкрикиваемые в адрес пленника делаваров  Ункаса.  Многоязычные диалоги  фильма производили большее воздействие в отдельных сценах, например  внезапный переход  вождя с французского на язык гуронов. Замешательство и страх  пленников "ингизов", отчаянно пытающихся узнать ожидающую их  участь, были остро переданы посредством  этого резкого перехода.

Изображение  деревни гуронов,  ее вождя,  уважительно избранного судьей, оскорбительные колкости гуронских женщин и наносимые Соколиному Глазу удары, когда он смело пробирался через поселок, переданы точно.

Такое прохождение сквозь строй стойко переносилось  пленниками гуронов  и ирокезов. Цель состояла в том, чтобы бросить вызов и проверить силу и храбрость врага. Очевидно, это было жестоким испытанием, и отказ означал смерть. Однако, для тех, кто успешно проходил  его, вынеся наносимые удары  и ранения, результат был абсолютно  иным. Им выказывали восхищение и уважение, как показавшим себя достойными воинами. Очень часто они были приняты племенем. Соколиного Глаза, разумеется, не собирались убивать. 

Дальнейший пример проницательного обращения Манна с историческими свидетельствами – предположение  возможной виновности Монткальма в резне.  Хотя это довольно прозрачный обвинительный акт, который создается намеком с многозначительным  взглядом и выражением беспокойства, что ему (Монткальму), "вероятно,  придется снова  сражаться с тем же самым противником",  Манн мимоходом оставляет это предположение.  Нет  точных исторических свидетельств тому, был или не был Монткальм ответственным за то, что случилось после оставления англичанами  Форта Уильяма Генри.  Купер, похоже, полагал, что французский генерал виновен, но его мнение основывалось  на точке зрения английских/американских жертв. Существуют и другие, которые энергично отвергают обвинение против Монткальма и готовы предоставить очень сильный аргумент в его защиту. В конечном счете, это вопрос, который остается спекулятивным, хотя и предлагает возможность оживленных дебатов. Так или иначе, Манн проявил мудрость, оставив некую неопределенность.

 

Съемка в Долине Резни, большая часть которой осталась на полу монтажной, включает эпизод со стервятником, слетевшим  на "мертвого" солдата, чтобы добыть кусок повкуснее. Снятыми, но не вошедшими  в заключительную версию, были сцены одержавших победу индейцев, настигающих  убегавших детей, сцены грабежа  и другие. Многие актеры массовки жаловались, что их единственный  шанс  засветиться на голубом экране так и не осуществился.

Чингачгук, центральный персонаж «Последних из могикан»,  имел реальный протопип  среди индейцев ленапе (делаваров).  John G. E. Heckewelder, моравский миссионер среди ленапов Огайо, опубликовал исследование этого  алгонкинского племени под названием "An Account of the History, Manners, and Customs of the Indian Nations Who Once Inhabited Pennsylvania and the Neighboring States"  (1819). Он описывает  ленапе в совершенно ином свете, вовсе не кровожадными существами, какими они представлялись колонистам. Миссионер считал себя защитником этих живущих в лесах людей от несправедливой клеветы, возведенной на них  колонистами и ирокезами, их злейшими врагами.

Делавар Хекьюелдера был дружелюбным, добрым, благородным  и гармоничным со своей окружающей средой.  Чингачгук, (что означает змей, чей путь спокойно вьется  через лес), кажется, именно  тот "благородный краснокожий", которого  представлял себе  Купер. Известно, что Купер, хотя его знание индейцев долины Гудзона  было получено «из первых рук», был очень под сильным влиянием работы Хекьюелдера. Поэтому неудивительно, что он взял "благородного дикаря" Чингачгука и поместил его на  страницы своего романа.Относительно использования  Купером  слова  «могиканин», то оно подразумевает под собой  большую группу людей. В предисловии к роману «Последний из могикан» написано следующее: " На этих страницах лени-ленапе, ленопе, делавары, wapanachki и могикане, означают  одних и тех же людей, или племена родственных групп ". (Купер  использовал Mahicanni и Mohegan  в названии книги перед тем как принял решение остановится на Mohican.) Тогда не было бы справедливым сказать, что наш героический могиканин Чингачгук – в действительности  делавар?

 

Сцена в пещере за  мощным водопадом  (похожим на New York's Glens Falls), является единственным местом съемки фильма, которое нельзя посетить ... ну, вообще-то можно, при большом желании, если вам захочется заглянуть на склад! Это декорация, построенная в Эшвилле, Северная Каролина. Солдат № 1 (см. WHO IS SOLDIER #1?) проливает некоторый свет на то, что происходило там во время съемки: «Сцена в пещере вспоминается сегодня несколько расплывчато. Это был последний  день съемки, и, кажется,  мы находились  там,  по крайней мере,  около 20-ти часов кряду.  Помню я бы изрядно взволнован, потому что, мельком взглянув на сценические раскадровки (наброски, эскизы), я заметил, что было несколько хороших крупных планов со мной, лежащим на коленях Мэдди, которая  заботится о моих ранах.  Конечно, из-за  жуткого темпа съемки, они никогда не были сняты.

Интерьер склада был весьма  удивительным. Фасад пещеры был, похоже, смоделирован  в стиле снимков Мэплторпа. Это, в комбинации с хлещущей  водой, создало атмосферу, напоминающую далекое будущее. Конечно,  этот  Солдат  № 1  только и делал, что спал  большую часть съемки. Водопад был передвижным насосом, который обеспечивал постоянную циркуляцию воды. Перед пещерой был искусственный резервуар  размером примерно  30' на 20' (??) . Кроме того, чтобы создать больший эффект легкого водяного отблеска, они нанесли много светло-голубого геля перед несколькими прожекторами. Поверх этого геля они пустили  водный каскад. Это выглядело довольно круто. Мчащаяся вода так шумела, что я не мог слышать большую часть диалога, за исключением кусочка "останьтесь в живых". Интерьер пещеры выглядел, ну, в общем, как интерьер пещеры. Туманный, заплесневелый, влажный повсюду. Моя униформа была сырой все время, и так как это была середина октября, и воздух на складе был холодный, это делало  день еще длиннее.

 

В выходной день перед съемкой в пещере, все мы должны были пойти на место съемки, чтобы пробежать сцену с Майклом Манном и несколькими из его ассистентов. В течение приблизительно трех секунд, я чувствовал себя звездой. Я стою наверху лестницы позади пещеры (откуда мы спускались) с Д.Дей-Льюисом, Расселом Минсом, Мэдэлин и другими. Мы просто стоим там, болтаясь без дела. Мэдэлин гадала по руке нам всем. Я не припомню всех подробностей, но думаю, что они, оказывается, довольно точны...  Последнее, что мне запомнилось об окончании  работы в пещере,  как большинство индейцев  покинуло  съемочную площадку  почти со  всем своим реквизитом (хоть в этом и нет ничего особенного), и прямо с утра, прежде, чем мы свернулись, они  пристроили небольшую  камеру  возле  места парковки  у склада, чтобы немного поснимать  Ункаса.

Позже это вошло  в эпизод  когда Алиса поднималась вверх по скалам у реки  и Ункас, останавливаясь, смотрит на ее, потом опускает взгляд.  (примечание автора сайта МР:  и это объясняет, частично,  почему сережка Ункаса с другой стороны в этом эпизоде).  Обратите внимание,  насколько отличается освещение в тех двух эпизодах ... что еще? ... ах да, однажды в когда снималась сцена  пещеры, это, кажется было сразу после ланча, я шел мимо Майкла Манна, который сидел и вычитывал сценарий  и вычеркивал огромные куски диалогов большой черной ручкой.  Он выглядел измотанным, многократно повторял  "f".  Подозреваю,  что это он вымарывал мои крупные планы с Мэдди. Ужасно.   Хочу сиквел... Солдат № 1».

 

 

Вы узнаете  больше о съемках  LOTM  -  если  прочтете «ГЛАЗАМИ СОЛДАТА № 1».

 

Рододендрон. За это часто критикуют  LOTM: среди пышной растительности в фильме замечен рододендрон, а он там не уместен. Как уроженец  Северной Каролины, он  не характерен для штата Нью-Йорк, где в действительности снимался фильм. А вот и нет! Как  тому, кто жил в обоих  штатах (и собственно в долине Гудзона) мне известно, что он растет в обоих местах. И он, и его двоюродный брат горный лавр, встречаются в изобилии в Гудзонской долине штата Нью-Йорк.

 

Для живущих в окрестностях Форта Джордж.

Вы говорите, что на самом деле Форт  Джордж  и есть тот  форт, у которого происходило  историческое сражение, показанное в фильме,  в противовес  сооруженному на заказ форту, который использовали в фильме?  Как бы там ни было, форт в кино – значительно больше обычного размера.  Настоящий форт  размерами ненамного превосходил  университетскую аудиторию. Мортиры, которыми  французы обстреливали форт, не использовались ими в окопах,  особенно в  глубине  Америки. Они  слишком велики и тяжелы.  

 

Интересно. Насколько мне известно, мортиры  были не более тяжелы чем подобные орудия, и кроме того они все перевозились  на собственных прицепах. Мортиры отличались более точным прицельным огнем, но на более близком расстоянии,  чем пушки, и конечно они использовали разрывные снаряды. Долгое время после их изобретения они использовались  на земле. Только лишь  в Наполеоновскую войну, британцы начали использовать  их с кораблей. Но вы, возможно,  правы в том, что они не использовались внутри страны в американской войне за независимость.

 

В начале фильма  во главе небольшого отряда, сопровождающего  девушек  в переходе через лес, был барабанщик.  Тот полк не был собственно Королевским полком  (не 100%-но британским), а значит, у них не должно быть барабанщика.  

Ну и что. Возможно,  майор был  таким поклонником  военных сигналов, что он взял  его на работу, чтобы хвастаться перед своей дамой сердца. Вполне возможно.

 

Ошибка, отмечаемая  возможно наибольшим количеством  людей, - в конце фильма. 

Д.Д.Л. бежит вдоль склона скалы и перезаряжает свое ружье таким образом - сначала пулю, а потом порох. Это не совсем правильно и должно происходить несколько иначе. Перезарядка ружья занимает около двух минут, стоя на месте (перезарядка мушкета же занимает около 15 секунд), и ружейную пулю необходимо проталкивать в ствол шомполом, который он не использует. Канал ружейного ствола несколько закручен, в отличие от мушкета, поэтому пуля не опускается вниз.

Ну, не совсем так. Ружье в те времена лишь немногим отличалось от мушкета.  Свинцовая пуля была не тесно подогнана и могла выпасть из канала ствола в большинстве случаев, следовательно, нуждалась в прокладке (пыже), который мешал бы ей выкатиться снова. В ружьях это было давление взрыва пороха, который деформировал пулю и приводил её к лучшему контакту с каналом ружейного ствола. Последовательность зарядки зависела от модели, пороха, пыжа, шомпола. 

 

Иногда заряжали в таком порядке: порох, пыж, пуля, пыж. Также можно было получить двойную зарядку ружья двойным количеством пороха, но увеличивался риск разрыва ствола. Чаще всего для экономии времени использовали в процессе зарядки порции пороха, закрученные в бумагу. Таким образом, вы могли вложить эту закрутку, похожую на сигарету, протолкнуть шомполом, который разрывал бумагу, освобождая порох для выстрела. Конечно же, вы правы в том, что ошибка присутствует в этом эпизоде. Кроме того, вы можете заметить, что в эпизоде, где Соколиный Глаз поднимает два индейских ружья и стреляет из них, оба удобно лежали на камнях. Действительно странно, потому, что мы видим, как он стреляет из одного из них моментом ранее и ружье разряженным падает на землю.  

 

И вот еще... Обратите внимание на тогда еще 16-летнюю Джоди Мэй, в своем застегнутом платье, рядом с Мэдэлин Стоу. Это объясняется присутствием на съемках ее матери - она проследила, чтобы одеяние ее дочери имело приличный аккуратный вид, несмотря на противоположное требование режиссера!

Кто на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Live visitor conversion tracking, Counter, Anti-spam, Heat map, SEO

Поиск