Лицо нации

Вес Стьюди вновь на экране в роли индейского воина  в  «Новом Свете» 

Работая над фильмом, Стьюди  демонстрирует то,  что Джеймс Кагней обозначил сущностью искусства киноактера - мастерство досконально  видеть жизнь без  защитных очков. Теперь он демонстрирует  свое умение  всякий раз на съемочной площадке.

Работая над образами, он постепенно совершенствовал собственную интуитивную технику настолько быстро, что всего за  четыре года  кинокарьеры он поднялся до главной роли в фильме «Джеронимо» такого мастера как Gene Hackman. Он более чем верен самому себе. В сложной неоднозначной сцене, Хэкмановский раздосадованный бригадный генерал Джорж Крук пробует убедить Джеронимо сдаться, говоря ему "Армия - лучший друг для чирикауа (апачей)." Но Джеронимо-Стьюди, отстраненный и суровый, остается верен основополагающим принципам. "Мы - все дети одного Бога.... Почему Белый Глаз хочет всю землю?"

Wes Studi as Geronimo (“Geronimo: an American Legend”)

"Иногда лучшее, что режиссер может сделать," говорит Хилл, "это отойти в сторону, особенно когда Вы имеете нескольких эффектных актеров. Я придерживался этого и обошелся без репетиций. Я только позволил тем двоим действовать".

Придут ли большинство зрителей, критиков и кинопроизводителей к мнению, что Стьюди - "самый выдающийся  ныне  живущий  актер Америки", зависит от воображения  кинопроизводителей и режиссеров.

"Я думаю, что начинаю скатываться", - сухо констатирует Стьюди. «Я не получаю предложений, которых хотелось бы».
Хилл отмечает: "Множество кинопроизводителей даже не имеют в планах  включить Коренных американцев в свои группы, предпринять какие-то усилия, провести кастинги, необходимые для этого".

Но Стьюди объясняет ситуацию правилами  игры в  Голливуде. "Когда Вы делаете фильмы, которые имеют успех, они позволяют Вам сделать множество других.  Но большинство из нас попадают в картины, не имеющие коммерческого успеха, и ваш телефон молчит".

"Сильное присутствие"

Если «Новый Свет» завоюет зрительское признание, телефон Стьюди будет звонить так часто, что ему, вероятно, придется его отключить. Опечанкано (Стьюди), как и Покахонтас, мигрировали от дикой Вирджинии до Лондона. Он – жестко присутствует в  основных моментах истории. "Первый день, мы снимали сцену в болоте, когда племя захватывает Джона Смита," - говорит  продюсер Гринн, "Это было удивительно. Камера выхватила его, как мужчину. Не то, чтобы другие актеры были на втором плане, просто он - мужчина".

Несомненно, он  заслужил верность своих продюсеров и режиссеров. Когда Стьюди узнал, что режиссер «Последнего из могикан» Майкл Манн планирует  поставить Лос-Анджелесскую криминальную драму, которая стала «Схваткой» (1995), актер оставил сообщение для Манна в его офисе: "Я слышал, что Вы собираетесь снимать меня в фильме с Аль Пачино".  Манн предложил ему  роль детектива в команде спецгруппы Пачино. Когда Хилл подбирал актеров на «Undisputed» (2002),  режиссер переписал роль сокамерника заключенного в тюрьме боксера специально для Стьюди.

 

«Остроумный и сдержанный»

Коллеги  Стьюди  хвалятся, что обладатель «Эмми» режиссер Ламонт Джонсон называет его  "no-bull manner."  Джонсон снимал его в роли  оратора племени  в  телефильме о борьбе Конфедерации Ирокезов, «Разорванная Цепь» (1993): "Он не полагался ни на какие штампы; он не требовал  повышенного внимания и привилегий. Он - очень скромный человек - именно поэтому настолько поражает, как ему удаются вожди".

Хилл соглашается, что "на съемке он любит оставаться почти незаметным. Однако в действительности  он остроумен и сдержан".

Актер признается: "я не стремлюсь быть  лидером  в реальной жизни, потому что знаю, к чему большинство из них придет.  Если в мирное время лидеры  достаточно сведущи в своем деле, они делают карьеру и затем их свергают. Будучи  военным лидером,  Вы живете с мечом или прикладом, и  умираете с этим".

Все же, трезвый  ум и самооценка Стьюди, возможно, и позволяют ему  полностью слиться с образами Джеронимо и Oпечанкано, кроме того, Джонсон отмечает его "актерское мастерство и  олицетворение подлинной индейской индивидуальности".

Он родился на северо-востоке Оклахомы, в изолированном городке Nofire Hollow, и говорил только на чероки  до пяти или шести лет. Стьюди рассказывает, что он наслаждался  "довольно свободным образом  жизни. Большинство из нас - сельские семьи, которые охотились и  сами обеспечивали себя пищей, за исключением муки, сахара и соли."  В 6 лет его родители послали его на воспитание в соседнюю школу в Muskogee, куда малышей, главным образом индейцев, возили автобусами. Даже этот скромный опыт был "культурным шоком" для Стьюди. Это открыло ему, что  "мир намного больше, чем я себе представлял."  В течение года он заговорил на английском языке, после чего должен был снова изучать чероки, когда  вернулся домой в на лето.  Он  пришел к пониманию того, что "все люди схожи, независимо от их культурных различий".

То, когда ему было 8, семья Стьюди, переехала в Западный регион Наций Чероки, где его отец управлял ранчо, т.к. его знание  животноводства могло иметь самое широкое применение. "Иногда мы должны были ехать 20 - 30 миль, чтобы встретить знакомых индейцев. Оставалось только полагаться  на собственные зрительные образы".

Телевидение было спасением. Он остается поклонником фильма «The Lone Ranger» (Одинокий рейнджер), несмотря на то, насколько  политически некорректно выглядел индеец вроде Тонто,  играющий верного товарища белого супергероя. "Нас захватывало то, что мы видели", - объясняет он, "немного было индейских персонажей на  телевидении,  только иногда в фильмах. Был только один Тонто; был только один Джей Силверхил".

 

"Билет на свободный рейс"

Как отец, Стьюди посещал Chilocco Indian School, правительственную  профессионально-техническую школу - интернат в на севере Оклахомы. Он продолжал впитывавать опыт, беспечного ли  Национального Гвардейца или призывника в Fort Benning, Ga., где, в 1968, он стал добровольцем для службы во Вьетнаме. Позже, он посещал колледж на GI Bill, и занялся прибыльным бизнесом, объезжая, показывая и продавая лошадей Моргана, породу, которую Рональд Рейган сделал популярной.

Тем временем, появились новые образы индейцев на широком экране: Уилл Сэмпсон в «Пролетая над Гнездом Кукушки» (1975) и Chief Dan George в «Маленький Большой Человек» (1970) и The Outlaw Josey Wales (1976). Стьюди начал играть в культурных и общественных центрах, маленьких театрах и труппах, "главным образом для того, чтобы чем-то заняться." Когда он получил работу в образовательных телепрограммах, которые платили "минимум плюс 10 долларов, ничтожные деньги," перспектива  работы в обеденном театре  в Талсе по 12 $ за ночь (все, что он мог съесть) - не привлекала его.
Он  воспользовался  билетом на свободный рейс, который случайно  выиграл во время обычного рейса и улетел в Лос-Анджелес. Он полагался на одного из друзей, который  работал  в American Film Institute и на свою подругу и будущую жену Maura Dhu, которая училась у известной преподавательницы актерского мастерства Джоан Дарлинг.

После маленькой роли в телефильме  The Trial of Standing Bear (1988) и фильме приятеля-индейца, Powwow Highway (1989), Стьюди взял несколько из уроков Джоан Дарлинг.  За ролями в «Танцах С Волками», «Последние из могикан», вскоре последовали  «Разорванная Цепь» и «Джеронимо».

 

Когда он не занят на съемках, он  любит играть на бас гитаре с его группой Firecat of Discord. Со своей женой -солисткой, группа исполняет  "кантри, рэггей, и то, что вы называете поп-музыкой", работая в казино и в Ryman Auditorium (прежде дом Grand Ole Opry в Нешвилле, Теннесси).

Но актерское ремесло - его призвание. Когда он появляется на экране, даже в самых экстремальных ролях, каждый зритель может испытать всплеск эмоций, который чувствовал, когда видел Сэмпсона в «Пролетая над гнездом кукушки» или Джорджа в Josey Wales.

"Смотрите!" - встрепенется  он с чувством. "Я был там. Я знал того парня".

 

Michael Sragow 
Sun Movie Critic, 22.01.06

Кто на сайте

Сейчас 9 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Live visitor conversion tracking, Counter, Anti-spam, Heat map, SEO

Поиск