Вес Стьюди на открытии Кинофестиваля в Канзас-Сити

 →   Wes Studi helps kick off the Kansas City FilmFest Wednesday

ROBERT W. BUTLER

<…> 22 апреля, в среду, известный актер Вес Стьюди открыл кинофестиваль-2009 в Канзас-Сити презентацией своего последнего фильма, “The Only Good Indian”.

Эта драма от режиссера  Кевина Уилмота повествует об индейском мальчике, который в начале 20-ого века сбегает из муниципальной школы, где он фактически был узником.

Юного беглеца преследует наёмный следопыт Сэм Франклин (Стьюди на примитивном мотоцикле, облаченный в белый пыльник и огромные защитные очки), отвергший собственную национальную культуру, чтобы преуспеть в мире белых.

Франклин олицетворяет собой типичную для индейцев дилемму, сказал Стьюди в недавней телефонной беседе из своего дома в Санта-Фе, Нью-Мексико.

«Сэм Франклин принял представление Запада, что материальный мир – это все, что имеет значение. По той или иной причине он отказался от культуры и верований, с которыми он родился. Возможно, он был продуктом одной из тех государственных школ – интернатов».

У Стьюди имеется подобный опыт. Он получил образование в такой школе, хотя его не забирали насильно от своих родителей, как героя фильма.

«Но Сэм повернулся спиной к духовной жизни своего народа. Он отверг свои тысячелетние корни и принял нечто почти полностью противоположное. Он  совершил радикальный скачок».

Каждому индейцу знаком подобный Сэм Франклин, сказал Стьюди.

 «Они есть в наших семьях. Среди нас также есть люди, которые цепляются за свои традиции. И, наконец, есть люди вроде меня, люди, которые не могут полностью принять что-то одно из двух, и мы пытаемся найти альтернативу».

«Это - решение, которое большинство из нас вынуждено принять».

Родившийся в северо-восточной Оклахоме, Стьюди вырос на ранчо, где его отец был управляющим. Едва ли он собирался стать актером.

«Это подкралось ко мне незаметно», - вспоминал он. «Думаю, это была судьба. Меня не интересовало лицедейство, пока я не перешагнул своё 30-летие. В то время я объезжал лошадей, живя повседневной  жизнью. Я также трудился для нации чероки в качестве журналиста и в билингвальном образовании * (см. сноску)  Перед этим я был вовлечен в Движение американских индейцев. А до этого была армия» - Стьюди отслужил 18 месяцев во Вьетнаме.

«Сегодня мне думается, что все это сослужило мне хорошую службу, дало мне прошлое, которое я мог использовать в актерском ремесле».

Чужой в Талсе, Стьюди нуждался в новых друзьях, тогда он встретил человека, который сколотил театральную компанию.

«Именно тот человек предложил мне посетить театральную рабочую группу. Это было далеко от гламура. Они принимали любого, кому было интересно. Мы затевали показы всюду — в школах, домах для престарелых».

Его первым платным ангажементом, сказал Стьюди, была постановка «Black Elk Speaks» (Говорит Черный Лось) -  инсценировка знаменитой книги Джона Ниехардта о старом знахаре сиу.

«Это было впервые, когда мне заплатили чем-то кроме кексов с Kool-Aid (порошковый фруктовый напиток). Постановка стала настоящим хитом, который шел в Tulsa Performing Arts Center несколько недель. В результате некоторые из наших актеров попали на прослушивание для образовательных телешоу, снимающихся в Небраске. Я попробовал на вкус каково работать перед камерой».

Ему настолько это понравилось, что он начал подумывать о том, чтобы попытать счастья в Голливуде.

«Вскоре пришло понимание того, что быть актером театра в Талсе недостаточно», -  сказал Стьюди. – «Единственным местом, где я  мог в достаточной мере заниматься этим ремеслом, был Лос-Анджелес».

У Стьюди сохранился свободный авиабилет. Он обменял его на деньги.

«Была проблема: та авиакомпания не летала в Лос-Анджелес. От Сан-Диего я должен был добираться автобусом до Лос-Анджелеса».

«Это было в середине - 80-ых и это стало настоящим культурным шоком для парня из Оклахомы. Я вышел на автостанции в ЛА, и первое, что я увидел, был парень, живущий в коробке от рефрижератора. Я сразу же понял, что этот город мог бать жестоким».

Но удача сопутствовала ему. Он обратился к организации, основанной актерами Дж. Силверхиллзом и Уиллом Сэмпсоном, чтобы помочь индейцам, пытающимся пробиться в бизнес. К изумлению Стьюди у него появился агент уже через несколько недель после его прибытия.

Работа появилась быстро: «Дорога на паувау», «Танцы с волками», «Двери».

Свирепость лица прирожденного воина в сочетании с неожиданной эмоциональной чувствительностью быстро сделало Стьюди находкой для ассистентов режиссера, ищущих актера-индейца средних лет.

Режиссеры любят Стьюди потому, что он «знаток реального мира», -  сказал Уилмотт, режиссер «Good Indian».

«Вес настоящий профи в своей работе», -  сказал Уилмотт.  – «Он не из тех актеров, что сидят без дела, ожидая мотивации. Если его привлекает роль, ему сразу понятен характер».

«Всё, что вам приходится говорить Весу - «громче», «мягче», или «станьте чуть правее». Он уже представляет вам готовый характер».

Актерская игра, по словам Стьюди, - это больше, чем только удовлетворительная карьера. Это - форма оправдания.

«Мне всегда казалось, что со мной что-то не так, потому что я никак не мог найти то, чем серьезно хотелось заниматься. Я смотрел на  людей, которые учились, чтобы приобрести определенную профессию и затем реализовывали свою мечту. Я был расстроен. Почему у меня так не выходит?»

Его карьера привела его в Нью-Мексико, который стал домом для него и его жены, певицы Моры Дху. Но он не почивает на лаврах. «Я предпочитаю много работать», - сказал он. - «Нельзя останавливаться. Актерская игра вроде мускула. Вы должны тренироваться, чтобы сохранить силу».

Согласно Internet Movie Database, Стьюди принял участие в боллее чем 60 фильмах и телешоу. В числе его ближайших киноработ – 3-D научно-фантастическая картина Джеймса Кэмерона «АВАТАР», которая появится на экранах в декабре.

Хотя он – самый известный актер из числа американских индейцев, Стьюди говорит, что ему не нравится называться образцом для подражания.

«Это в корне неверно», - сказал он.- «Образец для подражания почти всегда вначале возносят на пьедестал, а затем низвергают. Кто добровольцем пойдет на такую работу? Но я знаю, что не могу запретить людям думать обо мне в таком духе. Они считали бы меня образцом для подражания лишь только за то, что я поднялся на ступеньку успеха».

«Тем, кто готов слушать, я пытаюсь привить следующее: чтобы преуспеть в этом бизнесе, необходима цель, готовность чем-то жертвовать и немного везения. А чтобы удержать успех – это совсем другая история».

«Поверьте, держать марку – занятие утомительное»

 


 

* Двуязычное образование относится к практике преподавания предметов  неанглоговорящим детям на их родном языке.  Разработанные в 1960-е гг., такие программы предназначались для изучения  основных  предметов,  с одновременным изучением английского языка  в отдельных классах.  Двуязычное образование являлось переходной программой обучения.

 

 

 

Кто на сайте

Сейчас 28 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Live visitor conversion tracking, Counter, Anti-spam, Heat map, SEO

Поиск